Теория "противоположное мнение" уже давно сформулирована на рынке. Она приобрела свою популярность в 1954 году после выхода книги Хэмфри Нейлла. Тогда же появилась и удачная формулировка - искусство не соглашаться. Многие трейдеры этот подход сегодня именно так и называют. Роберт Фаррелл, известный аналитик, сделал многое для популяризации этого метода, в результате чего он приобрел, незаслуженно, всеобщую известность.
В общем случае суть метода противоположного мнения сводится к простой формулировке - делай не то, что делает большинство. С одной стороны это все выглядит разумным. Например, именно этот подход заложен в осцилляторы: опустился в зону перекупленности - продавай. То есть, если большинство активно покупало/покупает - нужно продавать. Но почему-то прибыльный стратегий, который которые работают только по этому методу, нет. Причина в том, что практическое применение этой теории крайне затруднительно, и здесь легко перепутать что реально, и что должно. Отлично по этому поводу высказался Джордж Сорос.
Многие события, даже с учетом того, что их предвидели, имеют свойство сбываться. В большинстве случаев надежды большинства сбываются. Противоречия происходят только в явных точках перегиба. Обнаружить эти точки затруднительно. В наши дни стало модно торговать на противоположном мнении, но это очень затруднительно и очень рисковано. После того как эта теория появилась на рынке, я стал ее противником.
Сорос.
Можно ли использовать методику
Одним из людей, который активно применял методику в работе и пропагандировал ее использование, был уже упомянутый Хэмфри Нейлл. Он говорил, что искусство не соглашаться это способ заглянуть в будущее. Безусловно, в настоящий момент большинство скорее всего право, а меньшинство нет... Нейл сводил эту теорию к двум убеждениям:
- Большинство право в активной стадии тренда.
- В момент начала и окончания тренда большинство ошибается.
Спорить с этим бессмысленно, поскольку сказанное - правда. Действительно, основная масса трейдеров отлично себя чувствует на тренде, но эта же масса людей отлично спотыкается когда тренд меняет направление. В этом и есть сложность: определить где мы сейчас на тренде или на вершине. Поэтому мы и говорим, что противоположная система это целое искусство, применить которое на практике могут только единицы. Проверить это очень легко. Возьмите например виджеты брокеров "социальный радар", "мнение трейдеров" и так далее. В общем случае это процент людей, которые по активу торгуют вверх и вниз. Сходу могу сказать только, что этот виджет точно есть у Finmax. Попробуйте торговать по этому виджету "по толпе" и "против толпы". Результаты будут не самыми лучшими, поскольку есть моменты когда нужно быть с большинством, и есть моменты, когда от большинства следует отойти. Разграничение этих условий и есть главная сложность.
Сама же суть проблемы в идее противоположного мнения заложена правильно. Чем больше людей соглашается с предсказанием, тем менее ценным это предсказание является. Вспомните биткоин - пока говорили о цели в 10-15 тысяч, но реальный курс был 1 тысяча - никто не обращал на это внимание и торговали вверх немногие. Рост курса увеличила количество людей, торгующих вверх, и каждый новый человек все больше подталкивал рынок к падению. В итоге получили с 20 тыс до 8 тыс.
Что же в итоге
Противоположное мнение это очень популярная стратегия, которая сегодня часто применяется. Я еще не встречал трейдера. который хотя бы раз (осознано или нет) не говорил об этой стратегии. Эта популярность является во многом надутой и сильно преувеличенной. На самом деле применение подобных систем допустимо, но принимать решение только на их основе - самоубийство. Если вы хотите использовать противоположное мнение в плане дополнения к собственной стратегии - может что-то получиться. но если вы строите стратегию вокруг этих методов - вы доиграетесь до потери депозита. Опять же возьмем для примера осцилляторы с их перепроданостями и перекупленностями. Они зачастую демонстрируют свои экстремальные зоны задолго до того, как рынок реально начинает разворот.
Очень точно подметил Джон Боллинджер, что противоположное мнение само по себе мало что значит. Для анализа и торговли нужно прежде всего изучать катализаторы, которые влияют на перемену настроения большинства. Группа людей держится одного мнения, потом происходит определенное событие, в следствии которого эта группа уже смотрит в другую сторону. Вот это и нужно изучать.